3. СОДЕРЖАНИЕ «СТОИМОСТИ» И «ДЕНЕГ»
(Теория относительной ценности)
   В рыночной экономике все измеряется количеством денег. Отсутствие всеми признанного понимания содержания стоимости означает тоже самое, как если бы не было согласия в том, что измеряется количеством градусов (температура, угол, крепость алкоголя). Без такого понимания фундаментальных категорий экономики не может быть объективной экономической науки.
   Для определения содержания стоимости и денег нужно исходить из очевидного факта: потратив деньги на одни товары, их невозможно потратить на другие. Тем самым каждый покупатель, деля свой бюджет на статьи расхода, численно соизмеряет ценность одних товаров для него по отношению ко всем другим. При многочисленных актах купли и продажи происходит соизмерение ценности одних товаров по отношению ко всем другим уже для всех покупателей и для всех товаров. Отсюда определение стоимости товаров и денег:
   Относительная ценность товаров потребителям, называемая стоимостью,– универсальное свойство всех товаров, которое численно измеряется покупателями количеством денег при многочисленных актах купли и продажи.
   Исходя из такого определения стоимости можно сделать вывод, что деньги не требуют своего материального обеспечения. Их вид (наличные, безналичные, электронные) не имеет какого-либо значения на выполнение своих функций. Но они требуют жесточайшей системы управления денежной и финансовой системами, чтобы деньги успешно выполняли свои функции. Денежная и финансовые системы держатся на доверии хозяйствующих субъектов к ним, на отсутствии сомнений как в изменениях покупательной способности денег (инфляция и дефляция), так и возможности потерять их (обрушение денежных систем, конфискация, замораживание счетов). Любые действия, подрывающее доверие, в том числе политически мотивированные, грозят переходом на другие виды денег в расчете между хозяйствующими субъектами.
Некоторые выводы
   1. Рыночные отношения – это не капитализм или еще какой-либо «изм», а всего лишь социальная технология оценки одними людьми результатов деятельности других с помощью денег. При определенных условиях эта технология работает эффективно на благо всех, а при других может носить разрушительный характер. Задача экономической науки – выявить такие условия.
   2. В рыночной экономике происходит конкуренция не только между товарами одного назначения (одни продукты питания с другими), но между всеми товарами, независимо от их отраслевой принадлежности. Истратив деньги, например, на покупку квартиры, нельзя их потратить на покупку автомобиля или продукты питания и наоборот. Из относительной ценности товаров следует, что изменение цен на одни товары меняет цены всех остальных. (Потратив деньги на одни товары, их невозможно потратить на другие). По этой причине существует неотвратимая зависимость всех секторов экономики и экономики всех государств, участвующих во внешнеэкономической деятельности, друг от друга.
   3. Реальная стоимость товара – это количество денег, которыми покупатель оплачивает товар. Только в момент оплаты определяется ценность одних товаров относительно всех других.
   Один и тот же товар в зависимости от времени и места реализации обладает разной стоимостью. Торговые организации, перемещая товар с одного места на другое, пытаются увеличивать спрос на него, а, следовательно, увеличить его стоимость (относительную ценность) своего товара. Разность цен на различных рынках заставляет товары перемещаться в пространстве, находя наиболее выгодных покупателей.
   4. Стоимость товара - главная экономическая информация, которая влияет на оценку результатов деятельности хозяйствующих субъектов в рыночной экономике.
   Оценка покупателями деньгами единого свойства всех товаров – их относительной ценности – ориентирует продавцов, а, следовательно, и производителей товаров: что им нужно предпринять, чтобы заработать больше денег. Некоторые убеждаются в правильности своей деятельности и продолжают ею заниматься. Другие, не получив ожидаемого дохода, меняют ее характер. Третьи, получив результат выше ожидаемого, расширяют масштабы своей деятельности.
   В условиях ложной экономической информации, ложной стоимости, которую ежечасно рождает экономическая система, принять успешные решения, в том числе и органам экономического и финансового управления, невозможно. Если деньги меняют свою покупательную способность во времени (инфляция или дефляция), то происходит искажение информации о стоимости товаров во времени. При инфляции и дефляции происходит то же самое, что и при измерении длины резиновым метром.
   Как только деньги отрываются от купли и продажи товаров, они перестают ими быть, превращаясь либо в инструмент азартных финансовых игр на фондовых биржах (типа фишек в казино), либо временно выбывают из экономической деятельности, выполняя функцию сбережений (тезаврация).
   Политика в финансовой сфере, отрывающая деньги от купли и продажи товаров, приводит к дестабилизации экономики.
   5. Деньги – величайшее изобретение человечества, которое позволило придать экономической деятельности людей общественный характер. Но современная экономическая наука не нашла эффективных систем управления их распределением между хозяйствующими субъектами. Она не нашла таких систем, в которых стали бы невозможны паразитические, коррупционные и криминальные доходы. Эти проблемы необходимо решать, но нельзя из-за факта их существования отвергать или ломать саму систему. Зло не в деньгах, а в неэффективных и паразитических системах их распределения, в том числе криминальных и коррупционных.
   Отсюда деньги в рыночной экономике - это не только инструмент численного соизмерения относительной ценности товаров, но и одновременно инструмент распределения покупательной способности между хозяйствующими субъектами.
   6.Можно сделать очень важный вывод о том, что стоимость товаров определяется не только их потребительскими качествами, но и сложившейся в обществе системой распределения доходов.
   Например, при резком расслоении доходов граждан стоимость предметов роскоши и высококачественной продукции становится более высокой. Их производство оказывается более выгодным, чем производство товаров массового потребления. Напротив, при невысоком уровне расслоения доходов стоимость товаров массового потребления возрастает по отношению к стоимости товаров роскоши и стимулирует производство товаров массового потребления. Товары роскоши из-за меньшего денежного спроса становятся для производителей менее привлекательными, чем товары массового потребления. Налогово-бюджетная политика государства, изменяя соотношение реальных доходов граждан, влияет тем самым на структуру спроса и на объемы производства всех товаров.
   7. Стоимость и себестоимость товаров - две независимые переменные.
   Стоимость показывает результат работы предприятий по производству каких-либо товаров, а себестоимость показывает, какие затраты несут для получения такого результата. Разность этих независимых переменных – прибыль показывает степень успеха или неудач в производстве и реализации товара.
   По этой причине нужно признать, что принудительное установление зависимости цен от себестоимости (справедливые цены) оказывается ложной и разрушительной для рыночной системы, поскольку исчезает сам процесс оценки покупателями результатов деятельности продавцов. При принудительном назначении цен оценка производится уже не покупателями, а теми, кто принудительно устанавливает цены на товары, что разрушает денежно-рыночную систему. Принудительное установление цен можно сравнить с принудительным установлением температуры на градуснике у больных. Нужно болезнь лечить, а не устанавливать желательные показания градусника.
   Необходимо признать, что экономические категории «прибавочная стоимость», «добавленная стоимость», «налог на добавленную стоимость» являются ложными, поскольку стоимость - это оценка покупателями результатов деятельности продавцов, она не из чего не состоит и к ней ничего нельзя добавлять или прибавлять без негативных последствий от таких действий. Это также верно, как и отметка пять студенту на экзамене не состоит из двойки за ответ на первый вопрос билета, двойки за второй и единицы за третий. Себестоимость, напротив, состоит из разных статей расходов.
   8. Необходимо различать два типа денег: коммерческие (инвестиционные) и некоммерческие (потребительские). Эти деньги нельзя отличить друг от друга по какому-либо внешнему признаку. Они постоянно переходят друг в друга. Тип денег можно отличить только по целям, для достижения которых их тратят.
   Коммерческие деньги (инвестиционные денежные средства) тратят для получения дохода. Когда их тратят, то прогнозируют, какой доход и через какое время получат владельцы этих денег. Такие деньги не влияют на уровень цен товаров конечного потребления, а, следовательно, от их количества не зависит покупательная способность денег (инфляция и дефляция).
   Некоммерческие деньги (потребительские денежные средства) тратят для удовлетворения потребностей граждан и общества. Когда их тратят, то не прогнозируют, какой доход они принесут в будущем. Семья, покупая продукты питания, не вычисляет, какой она получит доход в будущем от такой траты денег. Однако для собственника предприятия деньги, предназначенные для выплаты заработной платы, являются инвестиционными, заработная плата входит в себестоимость товаров. Если граждане, получившие зарплату, направляют часть ее в коммерческие банки, то и эта часть денег остается коммерческой (инвестиционными денежными средствами), так как граждане вычисляют, какой доход принесет им эта часть денег в будущем.
   Такое разделение денег приведет к проектированию наиболее эффективных финансовой и налоговой систем.
   Спрос со стороны некоммерческих (потребительских) денег определяет уровень цен на товары конечного потребления, а, следовательно, покупательную их способность, от которой зависит уровень инфляции или дефляции.
   Спрос же со стороны коммерческих (инвестиционных) денег определяет степень использования ресурсов общества, в том числе и трудовых, в целях производства доходов для хозяйствующих субъектов, он не влияет на уровень цен потребительских товаров.
   Эффективная денежная политика должна поддерживать:
   – постоянную покупательную способность некоммерческих денег (отсутствие инфляции и дефляции);
   – количество коммерческих денежных средств достаточным для использования максимального количества ресурсов общества в эффективной деятельности, в том числе и трудовых ресурсов.
   В связи с таким выводом необходимо отметить, что политика поддержания курса валют, сокращения дефицита бюджета и другие монетарные меры, не связанные с вышеперечисленными, являются ошибочными и ведут к негативным последствиям.
   Пропорция коммерческих и некоммерческих денег в мелких хозяйствах может достаточно эффективно определяться самими собственниками денег. Они способны правильно определять - какую часть денег направлять на производство доходов, а какую часть тратить на потребительские расходы. Этим и объясняется успех рыночных реформ в Китае и нэпа в России, когда основная масса работающих была занята в мелких крестьянских хозяйствах, торговле и предприятиях промышленности группы «Б».
   В условиях развитого промышленного производства эффективная пропорция денежных средств, направляемых на производство доходов и на потребление, без регулирующей роли систем государственного управления установиться не может. Такую пропорцию можно установить дифференциацией налогов на денежные средства, направляемые на потребление (подоходный налог) и на производство доходов (налоги на предприятия).
   Низкие налоги или их отсутствие на инвестиционные денежные средства (деньги предприятий) и высокие налоги на денежные средства, направляемые на потребление (подоходный налог), приводят к увеличению инвестиций и к уменьшению расходов на потребление.
   9. Изменение покупательной способности потребительских денег (населения и бюджетных) во времени приводит к ложной рентабельности работы предприятий. При инфляции происходит лишь численное, ложное увеличение прибыли предприятий. При дефляции - ложное ее снижение, вследствие чего наступают ложные массовые банкротства (кризисы перепроизводства). Ложные банкротства из-за дефляции, вызванной сокращением количества денег в хозяйственной деятельности, оказались главной причиной Великой депрессии в США.
   Ложное банкротство при дефляции приводит к остановке производства, а ложное повышение рентабельности при инфляции к неэффективному использованию ресурсов. При инфляции тратят дорогие деньги, а получают увеличенное количество дешевых, чем и объясняется численное ложное повышение рентабельности предприятий. Хозяйствующие субъекты реагируют на такую ложную экономическую информацию увеличением процента за кредиты денежных средств. Кредиты становятся дорогими. В условиях непрогнозируемого роста цен долгосрочная и среднесрочная кредитная деятельность резко сокращаются, что, в конечном счете, приводит к стагфляции, то есть к спаду производства при увеличении количества денег у потребителей.
   При дефляции заем денег становится разорительными для производителей товаров. Они занимают дешевые деньги, с низкой покупательной способностью, а вынуждены отдавать дорогие, да еще и с процентами.
   10. При формировании экономической политики государства большое значение имеют процессы перехода денег из коммерческих в потребительские и наоборот. Таких переходов может быть несколько.
   Собственники коммерческих предприятий отчисляют часть доходов предприятий (деньги предприятий – коммерческие деньги) в свой личный бюджет на потребительские расходы. В этом случае коммерческие деньги предприятия превращаются в потребительские деньги в виде доходов собственника. Необходимо при этом отметить, что производство доходов для собственника предприятия (потребительские деньги) является целью их работы и положительно воздействует на состояние экономики государства.
   Собственники коммерческих предприятий, выплачивая заработную плату наемным трудящимся и наемной администрации предприятий, переводят коммерческие денежные средства предприятий в потребительские деньги наемного труда. Однако надо отметить, что заработная плата не является целью работы коммерческого предприятия. Для собственника предприятия деньги, которые идут на оплату труда, являются инвестиционными. Они ничем не отличаются от денежных средств, идущих на закупку средств производства. Но деньги, переходя в руки людей наемного труда, которые они хотят потратить на удовлетворение своих потребностей, превращаются в потребительские.
   То же происходит, когда предприятия выделяют денежные средства на спонсорскую помощь или на благотворительные цели. Они переводят коммерческие деньги предприятий в потребительские. Но если оплата труда носит инвестиционный характер, стимулирующий производство товаров, то спонсорская и благотворительная деятельность уменьшают инвестиционную деятельность предприятий, что оказывает негативное влияние на их экономическую деятельность.
   Когда государство забирает денежные средства предприятий через налоги в бюджет, то происходит процесс перевода коммерческих денег предприятий в потребительские бюджетные, так как бюджетные расходы относятся к некоммерческим расходам. Однако если доходы собственника - цель работы коммерческих предприятий (она заставляет собственника оставлять достаточно денежных средств для коммерческой деятельности предприятий, думая о своих будущих доходах), а заработная плата стимулирует труд для увеличения доходов предприятий, то налоги с денег предприятий носят негативный характер. Налоги на денежные средства предприятий уничтожают коммерческие деньги и увеличивают количество потребительских, что равноценно эмиссии денежных средств, используемых на потребление.
   Использование налогов на денежные средства предприятий для наполнения государственных бюджетов негативно влияет на экономическую ситуацию. Необходимо вообще отказаться от такого типа формирования бюджетов. Налоги на предприятия должны играть лишь регулирующую роль, искусственно повышая себестоимость товара для сокращения определенных видов деятельности, например, производства алкогольной и табачной продукции, экологически вредных технологий, а также для регулирования импорта и экспорта. Но эти налоги не должны наполнять бюджет, чтобы не напоминать ситуацию с «пьяными бюджетами», наполняемые за счет увеличения потребления алкоголя.
   Нужно отметить, что кражи денег у предприятий и у граждан влияют на экономику по-разному. Кража денег у предприятий наносит двойной ущерб, ибо уничтожает еще и инвестиционные деньги предприятий, что приводит к спаду их активной деятельности. Перейдя через руки преступников в потребительский сектор, краденые деньги играют такую же роль, как и фальшивые. То есть кража денежных средств у предприятий выполняет еще и роль фальшивомонетчиков для экономики государств. Если происходит кража денег у граждан, то экономическая активность в обществе не уменьшается. И трудящиеся, и собственники коммерческих предприятий на следующий день после кражи будут заниматься тем же самым, что и до нее (возможно еще более активно, чтобы восполнить свои потери). При этом количество потребительских денежных средств в экономике не меняется. Но если деньги крадут у предприятий, это приводит к сокращению объемов производства и занятости из-за недостатка денег на оплату труда и закупку инвестиционных товаров для предприятий, а общее количество инвестиционных денежных средств в экономике страны уменьшается.