2. ДВОЙСТВЕННАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
   Как элементарные частицы имеют двойственную природу (корпускулярно-волновую), так и человек имеет аналогичную двойственную природу.
   В каждом из нас существуют и поочередно действуют два совершенно разных человека: один – социальный, другой –индивидуальный. У них разные мотивы деятельности.
   У индивидуального «Я» (иЯ) мотивы деятельности находятся внутри нас. Мы сами оцениваем успехи и неудачи своей деятельности, не обращая внимания на оценки со стороны.
   У социального «Я» (сЯ) мотивы деятельности находятся в социальной среде, в которой мы живем и работаем. Оценка наших успехов и неудач производится извне и может не совпадать с нашей собственной.
   Эти два разных наших «Я» постоянно взаимодействуют друг с другом, что и определяет личность каждого.
   Под мотивами нужно понимать силу, которая заставляет человека действовать. Внешние мотивы – это мотивы, которые требуют оценки деятельности человека другими людьми. Внутренние мотивы - оценка деятельности производится самим человеком, независимо от того, совпадает она с мнениями других или нет.
   Внешние мотивы неустойчивы, они могут быстро меняться, в зависимости от среды, в которой вынужден жить и работать человек. Внутренние мотивы консервативны, они создаются предыдущим опытом каждого. Они могут меняться только постепенно, последующим жизненным опытом. По этой причине «перевоспитать», «переделать» человека индивидуального невозможно, поскольку невозможно изменить его прошлое.
   Социальные и индивидуальные мотивы могут сближаться или расходиться.
   Степень расхождения индивидуальных и социальных мотивов деятельности – главный фактор, который влияет на результаты деятельности людей и их психическое состояние.
   Если расхождение высокое, то наступает депрессия. А при превышении определенного предельного уровня человек гибнет (самоубийство или распад личности).
   Если социальные и индивидуальные мотивы совпадают, то человек находится в комфортных условиях и добивается высоких результатов. В этих случаях человек делает то, что он сам хочет, и эта деятельность высоко оценивается окружающими.
   Социальное «Я», решая задачи, ориентируется на внешнюю оценку результатов своей деятельности, по этой причине у него не может быть собственных мнений и суждений. Этому «Я» необходимо выглядеть перед другими в нужном для него свете, оно ориентируется на мнения авторитетов, руководителей, публики. Язык сЯ отрывается от реальной действительности. Чтобы повлиять на мнение и поведение людей, нужно что-то преувеличить, что-то преуменьшить, что-то замолчать, а что-то придумать, чего на самом деле не было, иначе невозможно достичь успеха в деятельности сЯ.
   Индивидуальное «Я» стремится избежать ошибок в своих действиях, поскольку ответственно перед самим собой за результаты деятельности. Это «Я» стремится видеть мир таким, какой он есть на самом деле, а не таким, как он может казаться. Язык иЯ рациональный, он стремится точно отразить реальную действительность, поскольку, не имея достоверной информации, невозможно успешно решить любую проблему. Но этот язык бессилен для влияния на мнение и поведение людей.
   Социальное «Я» – актер, ему нужно выглядеть перед кем-либо, нужно воздействовать на людей в нужном для него направлении. К этому «Я» относится изречение Шекспира: «Весь мир театр, а все люди в нем актеры». Но актеры не умеют решать практические задачи, они могут лишь хуже или лучше играть свою роль.
   Все политики, деятели культуры, журналисты, религиозные и общественные деятели – по существу актеры. Они постоянно решают задачу: как повлиять на мнение, поведение, настроение других людей. А мотивы «выглядеть» и «сделать» – несовместимы, либо одно, либо другое.
   Из двойственной природы человека следует, что может одно из наших «Я», не может другое, и наоборот. Происходит разделение умственного труда между разными нашими «Я».
   Задача эффективного управления жизнью общества заключается в том, чтобы создавать такие условия, при которых полезная для общества деятельность как можно меньше расходилась бы с мотивами индивидуальными, эгоистичными.
   Задача эффективного управления заключается в том, чтобы отделить профессиональную деятельность от публичной. На публике в человеке проявляется сЯ, у которого художественное эмоциональное мышление и язык общения. А для успешного решения проблем нужен рациональный способ мышления и язык общения.
   Каждый человек непременно находится в тех или иных рамках ограничений, которые устанавливаются в социальной среде. Все попытки быть свободным от действующих в обществе и социальных группах ценностей наказывается самым жестоким образом. Там, где этого не происходит, социальная группа или государство становится нежизнеспособным. Социальное «Я» в каждом из нас ставит рамки и ограничения для действий иЯ, а также ставит перед ним задачи, которые он должен решать для повышения или сохранения своего социального статуса.
Некоторые выводы
   1. «Либерализм», как идеология, несостоятельна, поскольку невозможно жить в обществе и быть свободным от него и от систем управления его жизнедеятельностью. Речь может идти только о рамках ограничений - свобода для полезной деятельности и неотвратимое наказание за паразитическую и опасную.
   Также несостоятельна и идеология «коллективизма», поскольку невозможно уничтожить эгоистичные мотивы индивидуального «Я».
   По сути, стремление к свободе представляет собой попытку "избавиться" от своего социального "Я". Также бессмысленно подавить идеями коллективизма эгоистичные интересы человека. Это так же бессмысленно, как разделением магнита на две части пытаться избавиться от одного из его полюсов. Успехи и неудачи в обществе зависят не от свободы или несвободы личности, не от преобладания коллективизма или индивидуализма, а лишь от степени сближения мотивов для социальной и эгоистичной деятельности.
   Противопоставление индивидуализма и коллективизма – путь к конфронтации, социальным конфликтам и депрессиям. Создание условий для сближения мотивов социальных и эгоистичных – путь к миру, прогрессу и комфортному состоянию человека. 
   2. Главный мотив поведения человека социального - стремление занять более высокое место в социальной иерархии общества и социальной группе. Он постоянно оценивает себя и других людей относительно друг друга по шкале ценностей, существующих в социальной среде, в которой он живет и действует. Поскольку социальные ценности разные, то представления о социальной иерархии оказываются также разными. Одни стремятся получить более высокую должность, другие иметь больше других денег, третьи хотят что-то уметь лучше других, четвертые хотят стать более известными, чем другие и т.д.
   Главный мотив поведения человека индивидуального – стремление к удовлетворению собственных потребностей. Он постоянно ищет варианты своей деятельности в этом направлении и пытается выбирать из них наиболее эффективные, чтобы добиться нужного результата. Человек индивидуальный оценивает не людей относительно друг друга, как это делает человек социальный, а только результаты их деятельности.
   3. Высокопрофессиональная деятельность в стенах бюрократических и политических организаций невозможна, поскольку в них созданы условия для проявления только сЯ. Чиновникам и политикам, в первую очередь, нужно выглядеть перед кем-либо в выгодном для них свете, а не успешно решать практические задачи. Они не приспособлены решать сложные проблемы в социальной и экономической области. 
   В бюрократических и политических организациях не разрабатывают проекты какой-либо техники. По этой же причине разработка каких-либо проектов реформ, социальных и экономических программ должна находиться вне компетенции государственных органов власти и политических организаций. Разработкой проектов решения социальных и экономических проблем должны заниматься специализированные проектные и научно-исследовательские организации, высокоответственные за результаты своей работы, как это принято при решении задач в технической области.
   4. Отсутствие конкуренции между людьми, занятыми социальной (сЯ) и профессиональной (иЯ) карьерой, – одно из основных условий успешной деятельности. Они должны сотрудничать, но не конкурировать, как это имеет место быть, например, в спорте. Спортсмены и тренеры, с одной стороны, и чиновники от спорта, с другой, не конкурируют друг с другом, поскольку решают совершенно разные задачи, но они нужны друг другу, они связаны единой целью.
   Почему профессиональная и социальная деятельность несовместимы? Профессиональная деятельность требует абсолютной честности, иначе невозможно достичь успеха, а социальная игнорирует ее, иначе невозможно эффективно влиять на поведение, мнение и решения других людей.
   Сами руководители государств и компаний не могут быть талантливыми или бездарными. Все зависит от того, на кого они опираются при решении различных проблем.
   Кто обладает надежной системой отбора талантливых ученых и специалистов, сам становится талантливым. Кто опирается на посредственных людей – становится посредственным, на невежественных – невежественным.
   Совмещение профессиональной и социальной карьеры приводит, как правило, к неудачам. Руководитель организации не будет привлекать к работе людей выше его по профессиональным качествам, поскольку тот станет его конкурентом на должность руководителя.
   5. Когда нужно найти наиболее успешное решение задачи, то присутствие публики и вмешательство людей, непосредственно не занятых поиском, играет негативную роль. На публике невозможно найти успешное решение, поскольку все невольно становятся либо актерами, либо зрителями. По этой причине все публичные мероприятия (форумы, конференции, заседания, голосования на собраниях, круглые столы, дискуссии в средствах массовой информации, митинги протеста) оказывают негативное влияние на поиск успешных решений и должны исключаться из этого процесса. Коллективного мышления и ответственности нет, и не может быть, они всегда индивидуальны. Коллективной может быть лишь безответственность. Не нужно смешивать коллективную деятельность с коллективным мышлением. Коллективная деятельность предполагает разделение задачи на ее составляющие, когда каждый решает и несет ответственность индивидуально только за решение своей задачи.
   Эффективные решения проблем можно найти тогда, и только тогда, если сам процесс поиска будет закрытым для публики и людей, непричастных к нему, а полученные результаты будут открыты и публичны, их можно проверить другим организациям на состоятельность.
   6. Профессиональная деятельность, требующая абсолютной честности, беспомощна во влиянии на общественное мнение. Но социальная деятельность, опирающаяся на художественное мышление и язык общения, беспомощна в успешном решении важнейших проблем. По этой причине противостоять кому-либо науке невозможно, поскольку невозможно противостоять высоким результатам от использования ее выводов. Даже такой могущественной политической организации своего времени, как инквизиции, пришлось признать свое полное поражение перед наукой.