2.4. Ненормальное отношение к науке

Без надежных знаний о закономерностях поведения человека и общества невозможно успешно решить ни одну из важнейших социальных и экономических проблем. Но они появятся только в том случае, если изменится отношение к науке.

Несмотря на то, что мы живем в эпоху научно-технического прогресса, необходимо с сожалением констатировать, что отношение к науке ненормальное. До тех пор, пока оно не изменится, бессмысленно ожидать прогресса в развитии человечества, бессмысленно надеяться на лучшее будущее. Современную систему управления жизнью общества невозможно назвать разумной, если до сих пор важнейшие социальные и экономические проблемы пытаются решить силой власти, денег, оружия и толпы.

Ненормальное отношение общества к науке следует из необходимости «внедрения научных знаний». Подразумевается внедрение в чуждую для них среду современного общества. Исключение из правила, может быть, составляет деятельность, которая относится к созданию военной техники, предназначенной для целей уничтожения и разрушения, а не созидания. В этой области знания востребованы, тратят большие средства на их производство и проверку на состоятельность. Знания в этой области держат в секрете, за ними ведется охота разведывательных служб других государств.

Бессмысленно сводить разговор о науке к поиску виновных и призывам к увеличению финансирования научной деятельности. Такое занятие бесперспективно. Как правило, правительства остаются глухими к таким призывам, а если и финансируют, то, как правило, не то, что нужно, и не тех, кого следовало бы.

Необходимо найти истинные причины ненормального отношения к науке и устранить их. В чем заключается, по нашему мнению, эта ненормальность?

1. Под видом науки производится огромное количество ложных научных работ и наукообразия. Крупицы золота настоящих знаний растворились в море интеллектуального мусора. Существует огромное количество подделок в науке. И дело здесь не в количестве интеллектуального мусора, без которого не было бы и бесценных научных работ, а в том, что в этом мусоре невозможно разглядеть крупицы золота научных знаний. Человечество до сих пор не сумело создать надежный фильтр, который отделял бы во всех областях деятельности надежные знания от ненадежных и ложных. До сих пор во всем мире нет ни одного информационного ресурса, в котором собирались бы только знания, проверенные на пригодность их использования в практической деятельности. Все библиотеки мира и Интернет заполнены интеллектуальным мусором, в котором очень сложно найти то, что действительно пригодно к употреблению.

На самих читателей возложена работа, которая необходима для определения пригодности выводов из научных работ к использованию их в практической деятельности. А это невероятно сложная работа для каждого в отдельности.

Современное общество утонуло в дезинформации. Интернет не решил проблему информации, а еще более ее усложнил. Благодаря информационным технологиям созданы практически неограниченные лишь технические возможности ее передачи. По уровню же качества информации не только ничего ни приобретено, но положение дел еще более ухудшилось. Известно, что избыток информации гораздо хуже, чем ее недостаток. Сложилась такая ситуация, при которой все всё знают, а успешно решать важнейшие проблемы не могут. Всезнайство поразило современное общество. Люди бессмысленно соревнуются, кто из них знает больше, а кто меньше. Особенно ненормальное положение сложилось в социальной и экономической области деятельности. В этих областях не существует вообще способов отделения знаний, пригодных к использованию их в практической деятельности, от непригодных.

2. Мотивом для научной деятельности в основном является социальная карьера – получение дипломов, званий, степеней и должностей. При таком мотиве исчезает фундамент, на котором только и может держаться производство научных знаний, – научная и профессиональная честность. Честность оказывается большим препятствием для финансирования научной деятельности и социальной карьеры. Такой мотив заставляет людей, причастных к научной деятельности, отказываться от честности, как от обузы. Современные условия в научной деятельности делают профессионально честных ученых менее конкурентоспособными.

Современная система образования не предназначена для овладения учащимися надежными знаниями, так как учатся не для того чтобы «знать», а для того, чтобы получать соответствующие оценки и дипломы. Отсюда и выражения: «прошли предмет» (и не заметили что-то полезное для себя), «сдали экзамен» (себе ничего не оставили).

Только очень небольшая часть лиц, имеющих дипломы инженера, могут использовать законы физики и математику в объеме технических вузов в своей практической деятельности.

3. Отсутствует понимание самого процесса производства знаний.

Сложилось представление о научной деятельности, как о некоей игре ума. Хотя на самом деле производство надежных знаний – самый тяжкий труд, требующий громадного напряжения мозга. По напряжению его можно сравнить лишь с самоотдачей спортсменов в спорте наивысших достижений.

Об этом прекрасно высказался русский физиолог И.Павлов в своей Нобелевской лекции, прочитанной в 1918 году в Санкт-Петербурге: «Первое свойство ума, которое я установил – это чрезвычайное сосредоточение мысли, стремление мысли безотступно думать, держаться на том вопросе, который намечен для разрешения, держаться дни, недели, месяцы, годы, а в иных случаях и всю жизнь». К такой напряженнейшей работе мозга готовы только единицы, только настоящие ученые, а для других она оказывается не по силам.

4. В обществе укоренилось ложное представление о науке, мол, наука призвана объяснять поведение природы, человека и общества. Но объяснить все что угодно можно по-разному. Для этого не нужно сильно напрягать серое вещество. Для объяснительства открыт большой простор ко всякого рода фантазиям, причем ничем неограниченный. Но в отличие от этого настоящая научная деятельность очень сильно ограничивает фантазии, она производит лишь такие знания, которые пригодны для предвидения появлений событий, для предвидения поведения природы, в том числе поведения человека и общества, как ее небольшой части.

5. Поскольку нет фильтра, который пропускал бы только надежные научные знания, и отсеивал бы все остальное, то общество оказалось дезинформированным и не способным к активным действиям для решения важнейших проблем, в том числе такими оказались все государственные деятели. Не имея достоверной информации, невозможно кому-либо принять правильные решения.

Отсюда и бесконечные споры, дискуссии при практически нулевом результате. Современное общество утонуло в дискуссиях, где каждый хочет выглядеть «знающим». Для решения проблем нужны не дискуссии на различных форумах, конференциях, заседаниях, круглых столах, а организация напряженной работы по поиску знаний и ОБЪЕКТИВНОЙ проверки их на прочность и надежность, после которой не было бы сомнений в использовании их в практической деятельности.

6. Науку прославляют и ругают, как будто имеют дело с какими-то конкретными людьми или научными учреждениями, а не с областью деятельностью, в которой, как и в любой другой, полно всего и всякого. Часто можно слышать, что «наука решила» какую-то проблему, «наукой доказано» или наоборот «наука ошиблась». Но решают какие-то проблемы и ошибаются конкретные люди, а не область деятельности, иначе происходит недопустимое смешение области деятельности, которая называется «наукой», с деятельностью конкретных людей и научных учреждений. Такое смешение выгодно тем, кто под словом «наука» скрывает интеллектуальный мусор и подделки под научные работы. Они паразитируют на высочайших достижениях небольшой части ученых, как бы присоединяясь к этим достижениям, убеждая всех, что они также авторитетны, как та небольшая часть ученых.

 

Следует отметить один неприятный факт. Часто идет речь о том, что не стоит что-то изобретать новое, нужно копировать то, что есть в развитых странах. Такой подход стал в современной России почти определяющим, мол, хватит социальных экспериментов, нужно делать все так, как на Западе (либеральные демократы, западники), нужно без возражений следовать рекомендациям из этих стран.

Перенимать успешный опыт других просто необходимо, без этого невозможен прогресс, но нужно отличать разумное заимствование от слепого копирования. При слепом копировании копируется, как правило, худшее, а не лучшее, что есть в других странах. Заимствование, напротив, предполагает использования только полезного, а для этого необходима серьезная и ответственная исследовательская работа, чтобы избежать ошибок.

Вывод: Без изменения отношения к науке у человечества не будет перспектив в своем развитии. Оно останется неразумным хищником на планете Земля, способным истребить все живое.

 

Предыдущая глава                    Следующая глава