СОЦИАЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ
Существует множество форм шизофрении. Одна из них проявляется в виде навязчивых социальных идей, носящих долговременный характер. При такой форме шизофрении парализуется механизм критического мышления в отношении этих идей. Человек игнорирует несоответствие своих выводов и поступков реальной действительности.
Русский физиолог Павлов сделал выдающееся открытие. Наш язык имеет свойство отрываться от реальной жизни и жить своей собственной, негативно влияя на деятельность людей. При социальной шизофрении проявляется именно такое свойство языка больных.
Социальная шизофрения относится к инфекционным заболеваниям и может протекать в режиме эпидемий. Носителями инфекции при социальной шизофрении оказываются не бактерии или вирусы, а наш язык, наделенный определенными свойствами. Заболевание мозга носит тот же характер, что и при поражении вирусами программного обеспечения компьютеров. Сравнение с компьютерными вирусами не далеко от истины, поскольку работа компьютерных программ имеет некоторые аналогии с работой нашего мозга.
Пример социальной шизофрении. Известно много случаев, когда мошенники создавали религиозные секты для захвата имущества сектантов. Они с помощью специальных методов внушения вызывали паралич критического мышления по отношению к идеям сект.
Нельзя смешивать навязчивость социальных идей с обычными заблуждениями. Здоровый человек может воспринимать аргументы их несостоятельности. Он способен рано или поздно увидеть свои заблуждения. А больного невозможно переубедить в чем-либо. Он не может поставить под сомнение эти идеи, какие бы ни приводились для этого доводы.
Заболеть социальной шизофренией может каждый, если у него нет иммунитета к конкретной ее модификации, независимо от социального положения, уровня образования и национальности так же, как и любой может заболеть гриппом.
Если социальная шизофрения приобретает характер эпидемии, то она приводит к огромным жертвам.
Несколько примеров наиболее трагических эпидемий социальной шизофрении.
Навязчивая идея Гитлера и его соратников о превосходстве арийской расы и мировом господстве заразила значительную часть населения Германии без всякого различия в социальном положении граждан, что привело к десяткам миллионов погибших от «коричневой чумы». Такая зараза на расовой почве появилась сегодня даже там, где ее нельзя было ожидать, в странах сильно пострадавших от агрессии фашистской Германии. Навязчивая идея уничтожения эксплуататоров и их пособников заразила огромное число граждан в мире, и привела к массовым репрессиям в СССР, Китае, Албании. Наиболее катастрофичной оказалась эпидемия социальной шизофрении в Камбодже при правлении Пол Пота, унесшая жизни две трети населения страны. Международный терроризм с использованием шахидов в качестве оружия возмездия относится к такой же эпидемии. Практически все гражданские войны вызваны эпидемией социальной шизофрении. Эти примеры относятся к навязчивым политическим идеям, несостоятельность которых при желании нетрудно обнаружить.
Но навязчивые социальные идеи могут проявляться в самых разных областях деятельности. К модификациям социальной шизофрении относятся и слепая ненависть по отношению к каким-либо социальным группам, национальностям и религиям. К ним же относится и слепая вера в какие-либо философские идеи, экономические системы или формы собственности. Во всех этих случаях по каким-то причинам парализуется критическое мышление в отношении этих идей. Слепая вера и называется слепой, поскольку говорит о параличе механизма критического мышления.
Можно сказать, что социальная шизофрения в разной форме поразила многих граждан планеты. Почему? Потому что почти каждый из нас слепо верит в те или иные социальные идеи или мифы, и не желает подвергать их какому-либо сомнению. Но одно дело насморк или простое недомогание, и другое дело - «коричневая чума». Если человек верит в какие-либо социальные идеи и воспринимает любые аргументы о несостоятельности их с раздражением, то это уже симптомы социальной шизофрении в отношении этих идей.
Когда провозглашают какие-либо идеи, но сами в них не верят, то такое поведение нельзя отнести к симптомам болезни. Также нельзя относить леность мышления к признакам социальной шизофрении. У людей на митингах и протестных демонстрациях отключается механизм критического мышления. Поэтому толпа – страшное оружие в руках тех, кто ею руководит. Но паралич мышления в толпе носит лишь кратковременный, а не долговременный характер, и не может относиться к проявлению шизофрении.
Какая самая большая трудность на пути диагностики, лечения и профилактики социальной шизофрении? Трудно признать, что она – всего лишь разновидность шизофрении, разновидность болезни. В свое время также трудно было признать, что наркомания или алкоголизм не распущенность людей, а настоящая болезнь.
На что нужно обратить внимание?
Навязчивые социальные идеи – проявление болезни, а больных нужно лечить. Наказывать больных бессмысленно, потому что те, кто заболевает, не может критически мыслить, в том числе и правильно воспринять наказание. По этой же причине убеждать и переубеждать в чем-либо больных социальной шизофренией совершенно бессмысленно. Нужны иные формы воздействия на них.
Несомненно, что термин «социальная шизофрения» можно использовать и с целью «навешивания ярлыков», как в свое время политических противников объявляли психически больными. Но это не мотив, чтобы игнорировать саму болезнь. В корыстных целях можно использовать все что угодно.
Если к социальной шизофрении не относиться как и к любой иной болезни, если не относиться к ней как к одной из самых опасных для общества разновидностей шизофрении, то невозможно будет своевременно ставить диагнозы, выбирать эффективные методы лечения и применять профилактические меры. Общество же по-прежнему будет беззащитным от идей, которые могут приводить к социальным катастрофам. Необходима серьезная исследовательская работа в этом направлении, такая же серьезная, как это принято в отношении всех других опасных инфекционных болезней.