ЧТО ТАКОЕ НАУКА?

   Нет ничего полезнее и практичнее, чем наука. Без достоверной информации и надежных знаний невозможно успешно решить любую проблему. Производство знаний - область деятельности науки. Современная цивилизация создана научно-техническим прогрессом. Не было бы НТП, и сегодня жили в условиях средневековья при любых политических системах. Не было бы открытия электромагнитной индукции, жили без электричества, что современному человеку трудно и представить.

   А все ли так хорошо в науке? Есть вопросы, на которые нет убедительных ответов.
1.    Что должно относиться к области деятельности науки, а что нет?
2.    Как отделить крупицы золота знаний, пригодных к их использованию в практической деятельности, от громадного количества всех остальных научных работ?
3.    Что нужно сделать, чтобы научные идеи были востребованы, а не «внедрялись» в чуждую для них среду?

   Без ответа на эти вопросы открывается большой простор для социального невежества, разрушительные последствия от которого трудно предсказать. Без них наука до сих пор остаётся на обочине в решении важнейших социально-экономических проблем.
   Не все то золото, что блестит. Ожесточённые споры о науке, продолжавшиеся в течение многих лет, остались безрезультатными и получили название «научные войны». При таком огромном значении научных знаний до сих пор нет согласия в ответе на вопрос, что такое наука. Но на него должны знать ответ не только ученые, а и учащиеся, все образованные люди. Вопрос риторический: можно ли организовывать успешную работу науки, если нет одинаково всеми понимаемого её содержания? Наша работа призвана дать ответы на поставленные вопросы.
   Можно взять за аксиому - ценно в науке лишь то, что в конечном счете приводит к успешному решению важнейших проблем.


ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУКИ

   Наука призвана предвидеть события и явления, а не объяснять их. Объяснить всё можно как угодно, и для этого не требуется больших усилий. Науку можно образно так охарактеризовать. Она подобно прибору ночного видения, позволяет предвидеть то, что без неё сделать невозможно. Она позволяет ответить на вопросы – при каких условиях появляются определенные события и явления, а при каких их не может быть. Эти знания принято называть законами, которые открывают ученые. Зная их, можно разрабатывать проекты, реализация которых позволяет добиваться высочайших результатов. Весь научно-технический прогресс следовал простой последовательности: фундаментальные открытия – прикладная наука – разработка проектов – реализация этих проектов.
   Законы могут иметь разную форму (математическую, табличную, графическую, словесную). Одни и те же закономерности могут отображаться совершенно разными способами. Главное их свойство – они должны надежно предвидеть появление событий и явлений.
   Итак, поиск закономерностей поведения природы, в том числе человека и социальных организаций, как небольшой её части, и составляет главную цель научной деятельности. Следует заметить, что законы в науке не выводятся логически или ещё каким-либо образом. Они открываются учеными, если им сильно повезет. А везет лишь единицам. Требуется порой десятки лет напряженной работы, чтобы обнаружить, открыть те или иные законы. Менделееву понадобилось двадцать лет напряженной работы, чтобы открыть периодический закон изменения химических свойств элементов.
   Разработка выводов из открытых законов, которые можно использовать в решении практических задач, составляет область деятельности прикладной науки.
   Такие ответы на первый поставленный вопрос и определяет поле деятельности науки. Всё, что не относится к поиску новых фактов и закономерностей поведения природы, человека, социальных организаций и к разработке выводов из них, не относится к области деятельности науки. Конечно, и другие области деятельности могут быть высокоинтеллектуальными. Например, изобретательская и проектная. Конструктор и ученый представляют разные области деятельности. Ученый создает научные знания, а конструктор их использует.
   Следует заметить, что одни и те же знания в науке могут использованы как во благо, так и во зло. Все зависит от цели их использования. Это так же верно, как приборы ночного видения могут быть использованы и преступниками, и правоохранительными органами для борьбы с ними. Цели использования научных знаний определяются социальными ценностями. Они определяют, что такое хорошо, а что плохо.
   Разные объекты исследования обладают своими законами поведения. По этой причине все науки делятся на разные направления в зависимости от объектов их исследования. Теоретическая механика исследует законы движения тел, химия - законы образования химических соединений, психология – законы поведения человека и так далее. Нельзя переносить законы из одних наук в другие, поскольку разные объекты исследования обладают своими собственными законами. Конечно, все науки связаны друг с другом. Достижения в одних науках могут быть полезными для исследовательской деятельности в других.
   А что объединяет все науки? Они используют одни и те же инструменты в своей работе. Эти инструменты универсальны и позволяют находить согласие в надежности знаний для их использования в практической деятельности. Они позволяют отделить крупицы золота знаний от громадного количества всех остальных научных работ. Следует заметить, что без этого количества не было бы и крупиц золота знаний.


ОБЪЕКТИВНОСТЬ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ

   Важной стороной научной деятельности, её неотъемлемой частью, является требование объективности, отсутствия зависимости выводов от чьих-либо мнений и предпочтений. Не должны приниматься наверу какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных.
   Все, что есть у нас в голове, всего лишь образы, отражающие внешний мир. Одни из них могут соответствовать реальной действительности, а другие лишь плод нашего богатого воображения. Эти образы могут быть больше или меньше похожими на действительность. По этой причине наш язык имеет два совершенно разных предназначения. Один тип языка можно назвать информационным. Он предназначен для передачи информации от одних людей другим. Другой тип языка предназначен для влияния на мнение, поведение и эмоции людей. Такой тип языка можно назвать художественным. Чтобы успешно влиять, нужно что-то преувеличить, что-то приуменьшить, что-то замолчать, а что-то придумать, чего не было на самом деле, иначе успеха достичь невозможно. Как сказал А.С. Пушкин: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Что может один тип языка, не может другой.
   Язык науки может быть только информационным. В науке, в отличии от литературы, религии, политики, создают образы, которые соответствуют реальной действительности. Под понятиями должно быть одинаково всеми воспринимаемое содержание. Сами идеи и выводы из них должны приводить к всеобщему согласию, быть объективными.
   Факты, которые принимаются к исследованиям в науке, должны быть достоверными, не вызывающими какого-либо сомнения. Сомнительные факты – сомнительные выводы, что недопустимо для науки. Поэтому работа над сбором достоверных фактов и открытием новых оказывается одной из главных задач ученых. Вскрытие ошибок, избежать которых невозможно в любой деятельности, должно восприниматься учеными с благодарностью. А когда упорствуют в своих заблуждениях, подгоняют что-то под выгодный кому-либо результат, то о слове «наука» можно забыть. Абсолютная честность оказывается основным нравственным качеством людей, работающих в науке.
   В естественных науках выработаны процедуры, которые приводят к всеобщему согласию в пригодности научных знаний для их успешного использования. Благодаря таким процедурам во всех странах мира в учебных заведениях преподают одни и те же знания физики, химии, аэродинамики и т.д. Согласие достигается объективной проверкой идей и теорий на их состоятельность. Объективная проверка – это такая проверка, которая не зависит от чьих-либо мнений и предпочтений, которую могут повторить другие и получить такой же результат.
   Объективность является главным инструментом науки. Субъективных наук, кому что нравится или не нравится, не может быть по определению. Споры могут возникать лишь относительно гипотез. Их состоятельность нужно либо доказывать, либо опровергать. Без объективной проверки идей и проектов на состоятельность наука существовать не может. Все подделки под науку игнорируют её. Это их визитная карточка.
   Что является основой объективной проверки, что приводит к согласию для успешного использования идей и проектов во всех направлениях науки?
   Мы все пользуемся универсальным свойством природы, иначе не могли бы решать самые простые проблемы, не могли бы отличить правду от лжи. Этим свойством природы является непротиворечивость её поведения. События и явления не могут противоречить друг другу. Противоречия могут быть лишь в нашей голове. Самый простой пример. Если человек был в одном месте, он физически не мог в тоже самое время находиться и в другом. Если выводы противоречат другу другу, то либо один из них ложный, либо оба, но одновременно истинными они не могут быть.
   Противоречие выводов лишь одному достоверному факту будет говорить либо о ложности идей и теорий, либо об ограниченности области их использования. Такая жесточайшая проверка определяет внешнюю непротиворечивость научных знаний.
   Особо нужно отметить вероятностные законы появления событий и явлений. Состоятельность в них подтверждается не отдельными фактами, а необходимым их количеством, что можно назвать статистическими фактами.
   Опираясь на универсальное свойство природы, можно ответить на вопрос: как логика и математика связаны с окружающим нас миром, если они всего лишь результат работы нашего мозга?
   Логика и математика – такие способы мышления, в которых нет противоречий, они отражают универсальное свойство природы. По этой причине они единственные способы правильного мышления, которые приводят к согласию с выводами и доказательствами.
   Но логика и математика не могут иметь самостоятельного значения. Если логика опирается на ложные утверждения, то все безошибочные ее выводы будут такими же ложными. Если математически неверно описаны какие-либо процессы, то и все совершенно безошибочные математические выводы будут такими же ложными. Все зависит от того, к чему и как они приложены.
   По этой причине в выводах не должно быть ни одной логической или математической ошибки. Если есть хотя бы одна такая ошибка, то выводы необходимо признать несостоятельными. Это жесточайшее требование будет говорить о внутренней непротиворечивости научных знаний.
   Следует заметить, что подтверждение состоятельности научных знаний экспериментом необходимо в том случае, если для этого нет достаточного количества фактов. А также не могут быть ложными научные идеи, если они уже приводили к успеху. Они могут быть лишь ограничены областью своего использования. Нужно признать ниспровергателей таких научных знаний социальным невежеством. Следует также заметить, что аналогии не являются доказательствами в науке. Они лишь хороший инструмент для восприятия научных знаний.
   Итак, в научных работах не должно быть внешних и внутренних противоречий, чтобы их можно было использовать в практической деятельности. Такая жесточайшая проверка и позволяет отделить золото знаний, пригодных к их использованию в дальнейшей деятельности, от громадного количества всех остальных научных работ.
   Если в социально-экономических областях деятельности будут введены такие же объективные процедуры, которые существуют в НТП, тогда наука не будет находится на обочине в решении важнейших социально-экономических проблем.
   Нельзя использовать в практической деятельности идеи, теории и проекты, не прошедшие проверки на их внешнюю и внутреннюю непротиворечивость. Отсутствие объективной процедуры проверки идей и проектов обеспечивает большой простор для деятельности социального невежества.

 

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ

   Очевидно, если руководители опираются на талантливых ученых и специалистов, сами становятся талантливыми, на посредственных – посредственными, а если опираются на невежественных людей – невежественными. Как можно безошибочно отделить одних от других?
   Если идеи и проекты авторов успешно проходят объективную проверку, они талантливые. Для этого нужны Центры объективной проверки научных знаний.
   Без поиска всех возможных и, казалось бы, невозможных вариантов решения важнейших проблем и объективной проверки каждого на состоятельность всё остальное будет лишь имитацией бурной научной деятельности.
   В СССР в оборонных областях таким Центром была Военно-промышленная комиссия. Она обеспечивала поиск прорывных идей, организовывала их объективную проверку и реализацию. Привлекались и службы разведки в таком поиске. Научные знания в оборонном комплексе не «внедрялись» в чуждую для них среду, а были востребованы. В социально-экономических областях таких Центров нет нигде, нет объективной системы проверки социальных идей и проектов. Именно по этой причине наука в них находится на обочине в принятии важнейших решений. Без организации объективной проверки наука не будет востребована. В тоже самое время открывается большое поле для деятельности социального невежеств. Приведем лишь один пример этому.
   В натурально-плановую экономику СССР внедрили чуждые ей финансово-денежные инструменты (самофинансирование, хозрасчет, производственные кооперативы). В результате госплановые хозяйственные связи стали быстро разрушаться, а новые рыночные не образовывались. Экономика рухнула, появился всеобщий дефицит, а управление страной было парализовано, и оно неотвратимо перешло на более низкий уровень, на уровень республик (распад СССР).
   Чтобы наука стала ведущей силой при решении проблем во всех областях деятельности, нужно создать сильное общественное мнение о её ведущей роли в жизни общества. Необходимо осознание на всех уровнях, что без объективных систем проверки идей и проектов на состоятельность наука существовать не может, а миром будет править социальное невежество.